[[pagetitle_add]] [[description_add]]

понедельник, 24 февраля 2014 г.

# 63 Моя Эфиопия II



Я попал в Эфиопию в качестве офицера-переводчика в 1980 г.




До этого была война между Эфиопией и Сомали – нашим бывшим «союзником». 




Войну победили русский генерал, маршал В.И. Петров, 





который благодаря молниеносной танковой операции и мужеству 17 000 кубашей (кубинцев) позволил Эфиопии навсегда победить Сомали.



Тогда правил полковник Менгисту Хайле Мириам  - "друг" Леонида Ильича и СССР. 





Потом я узнал, что он убил 500 000 тысяч своих партийцев-соотечественников и приговорен к смерти.


Однако тогда я не знал об этом и просто выполнял свой интернациональный долг.



Это был год московской Олимпиады. Cверкал тогда эфиопский бегун Мируц Ифтер.




Итак, прилетели мы в столицу Адисс-Абеба и выходим из самолета – человек так 30 в почти одинаковых пиджаках и рубашках – какие выдали.


Поселили нас в общаге в нашей военной миссии в бывшем американском гольф-клубе. 





Сидим – не тужим. Ходим по-граждански, ждем назначения в какую-либо дыру. Моего друга и однокашника отправили на юг в пустыню Огаден.




Однажды в воскресенье началась стрельба. Главный военный советник генерал «Веренько» с перепугу объявил тревогу. Тут же нам после 2 месяцев оттяжек (экономили) выдали военную форму и автомат. Велели окапываться. 




Ну, думаю, задаром я свою жизнь не отдам. Слава Богу, главный переводчик догадался позвонить эфиопам в штаб – а там оказывается праздник, понятно, со стрельбой. Ну, мы с коллегами по этому поводу джинчика выпили.


Дальше был военный учебный лагерь Татек близ столицы. Учили эфиопских мальчишек тактике и стрельбе. В лагере стояла бригада кубашей. Им ничего не платили, жили скромно. Но дух был боевой и за русского они могли отдать все.



Помню, когда мы в их бригаде братались. Под проливным дождем в грязи 300 мужиков отплясывали Quantanamera.  




Время идет. Приезжают в Адис-Абебу москвичи – блатники - переводчики с подметным письмами и тут же уезжают в теплые и тихие места, где никто не стреляет, для того, чтобы «мочить чеки» (копить сертификаты) на машину и т.д.


Вдруг меня вызывает главный переводчик и говорит, что я откомандирован в Дебре-Зейт на главную авиабазу. С чего это безродного в блатное место? Там было хорошо, библиотека. Тихо. Иногда во время субботников мы, офицеры, по давней ленинской традиции, вытаскивали ржавые гвозди из досок, убирали территорию. Эфиопы на это смотрели с удивлением. Офицер там (после американцев) был белой костью. Существовало тразделение труда. Садовники - гражданские ухаживали за территорией, а женщины-мамиты стирали за гроши белье.




Я было предложил поехать на шикарный курорт поблизости, чтобы для разнообразия как-то скрасить пьянство и другие пороки, однако на меня как-то странно посмотрели. Правило было одно – мочить чеки. Помню, всех заколебал один полкан, который на всем экономил – ни ел не пил – хвастаясь что до заветной «волги» осталось 45 дней. Настоящий совдеп!



Вскоре я понял, почему стал «блатником». Вместе с 3 техниками вертолета МИ-24 я отправился через всю Эфиопию в командировку в Мекеле на Восток, на фронт.



Там эфиопские ВВС и регулярные войска пытались подавить эритрейских мальчишек и девчонок, которые боролись за свободу Эритреи.  Они сражались под руководством командиров, которые ранее учились политработе и военному искусству в Генштабе СССР.




Эритрейские девушки, это что-то. Cм. фильм "Сеньер Робинзон".




Там мы питались по летной норме. Как влучших ресторанах Питера. Назад летели на вертолете. Красотища удивительная.




Потом меня направили в учебный лагерь в Дире-Дауэ ближе к Джибути. 




Поехали туда на нашем любимом «козле», до зубов вооруженные. По дороге полкаши убили дикого козленка.



Заехали на плантацию и срубили пару веток бананов.




Рано утором нас обгоняли маленькие пикапы-пежо с кустарником кат - спешили в Джибути к самолету. Кат жуют местные и арабы, чтобы не умереть от жары и для кайфа.


Мы жили в казармах, без кондишена. Вечером было жарковато. Окна открывать было нельзя – иначе мириады летающих тварей могли сожрать заживо. 




По полу бегали фаланги и скорпионы.




Нам с Витей Гамаюновым было хорошо.



Скоро истекали мои 2 года добровольного пребывания в армии. Я сказал баста и попросил полкаша – начальника центра, чтобы он об этом сообщил в центральный аппарат в Адисс-Абебу. Он только что прибыл из Союза и от обилия вводных и высокой степени врожденной дебильности орал и изображал из себя нечто. Он просто боялся позвонить в штаб в столицу. 




Вскоре на утреннем построении в присутствии других офицеров я отказался идти работать в поле. Полкан стал орать, что отправит меня к эфиопам в сумасшедший дом. 




В ответ я сказал, что самостоятельно поеду с автоматом на поезде, если он не может принять адекватного решения. Он был в не себя, я не сдавался. 




Дружественные полковники успокаивали меня, мол, не надо так с начальством. Скоро вопрос решился и на маленьком самолете эпохи второй мировой войны с эфиопским летчиком полетел и приземлимся в родном гольф-клубе.





Мне очень повезло. Я познакомился с отличными капитанами и полковниками, профессионалами и патриотами своей Родины. 



Другая половина представляла собой чистый "ацтой" - их посылали за границу для того, чтобы избавиться от балласта и освободить должности для  других офицеров.



"Руководство" (а не эфиопская сторона) не выполняло условия контракта: холостяку - комната, семье - отдельная вилла. Поэтому часто на одной вилле жило 3 семьи с детьми – в общем коммуналка. Отсюда - дрязги и склоки. Помню, как один пилотяга отчаялся и на дверях повесил табличку "Моя жена Маша - бл...".



Там в пустыне я заработал малярию, которая проявилась уже в Питере.




Позже я узнал, что нашего главбуха посадили – воровал у нас доллары, главный киношник незаслуженно получил военный орден. Менгисту вскоре бежал из страны, а Эритрея стала независимой. Миллионы эфиопов умерли от голода, а население страны еще больше увеличилось.


Тогда у наших военных один год службы шел за 3. Мои коллеги москвичи – переводчики, после возвращения в Союз автоматически стали ветеранами боевых действий.


Мы с моим другом Колей Дундуковым (Царство ему Небесное) об этом не слышали. Недавно президент Д.Медведев издал новый закон "О ветеранах", что война в Эфиопии была до 2000 года. Я было попытался восстановить справедливость, но из архива Министерства обороны мне пишут, что я нигде не был и нигде не участвовал.




Слава героям, которые прошли горнило Кореи, Вьетнама, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Гвинеи,
Афгана, Сирии и Ливии !!! 



С днем защитника Отечества и

Прощай Эфиопия!





1 комментарий :

  1. Привет, Дмитрий!
    В 1980 году после окончания МГПИИЯ им. М.Тореза я в звании лейтенанта был направлен военным переводчиком английского языка в Эфиопию, и первый год пробыл в Огадене (Дага-Бур), а второй - в Эритрее (Альгена) в составе группы советников и специалистов горно-пехотной дивизии. Имею награду от эфиопов, полученную уже после возвращения в Союз, но статуса ветерана боевых действий мне не присвоили. Чаще его получали те, кто тёрся возле начальства в Аддис-Абебе.

    ОтветитьУдалить