[[pagetitle_add]] [[description_add]]

пятница, 13 сентября 2013 г.

# 43 Треугольник Сочувствия (Сострадания)



Итак, мы все играем в роли Драматического треугольника. Сначала Спасаем кого-то, потом вдруг становимся Жертвой и просим, чтобы нас спасли от несправедливого Преследователя – Тирана и т.д. – и так всю жизнь. Безнадега какая-то.



Мы настолько запрограммированы в детстве благодаря родителям, собственным решениям и социумом, что спасения вроде нет. Роли жесткие: папа – юрист (преследователь, спасатель) – сын юриста – внук…



Что делать? По старой теории – осознать и прекратить играть в роли Драматического треугольника, что практически невозможно.

Чтобы выйти из тупика, автор – С. Карпман – «позитивно перепрограммировал» свой треугольник, назвав его Треугольником Сострадания (Compassion Traingle), 



ИСТИННОЕ СОСТРАДАНИЕ

- это способность простираться и трогать души людей,
находящихся за много километров.

исходя из следующего:

(1) Когда мы играем в одну из ролей Драматического треугольника, то в этом есть по крайней мере 10% более или менее веских и оправдывающих нас причин (на левом рисунке ниже это показано в виде П, С, Ж - +\-).



(2) Мы все играем постоянно во все эти три роли, тайно или явно, осознанно или неосознанно (тайные или скрытые роли указаны на втором рисунке благодаря скобкам).



(3) Кроме того, на более глубинном уровне социальных игр существует три скрытых стимула или мотива, которые действуют постоянно: неизвестность, не декларирование и манипуляция, также отмеченные благодаря скобкам. Они могут представлять собой скрытые действия для получения Расплаты в теории игр (см. правый рисунок).






Трехсторонний                                     а) Присутствуют все 3 роли           П - Извинятьсяпозитив - ОК                                         б) 3 скрытых мотива                       С - Признавать
во время игр                                                                                                      Ж -
                                                                                                                              Симпатизировать

                                                                                                                          ВЫХОДЫ ИЗ ИГРЫ


Итак, Треугольник Сострадания со знаком + внутри – это трехмерная модель для понимания психологических игр.

Пример 1. Злой начальник, как Явный Преследователь, ругает и гоняет секретаршу. 

Однако по сути он – тайная Жертва небрежной работы секретарши, и его / ее чувством нестабильности от общей неразберихи в офисе, а также тайным Спасателем, стараясь обучить сотрудников работать квалифицированно, и открыто жалующийся вместо того, чтобы уволить секретаршу.



Пример 2. Явным Спасателем может быть созависимый в неблагополучной семье, а скрытно – Преследователем, поддерживающим игру, и скрытно Жертвой, которая ничего не хочет менять.



Пример 3. Явная Жертва - Классический Пациент-Больной, козел отпущения – Жертва в неблагополучной семье. Но, в качестве Спасателя играет роль громоотвода, нейтрализуя гнев родителей, а также Преследователя, по


стоянно усложняя игру.





ТРЕУГОЛЬНИКИ ВСЕОБЩЕГО МИРА
 (WORLD PEACE TRIANGLES).


Модель работает, когда Я и мой Оппонент осознаем себя и друг друга гибко, глубинно, с состраданием и пониманием, с надеждой, выходя за границы своего самолюбия, эгоизма, предубеждений и скрытых пристрастий . 






Драматический треугольник и его роли - часть теории психологических игр по Э.Берну. 



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРЫ
Игра – серия трансакций, имеющие предсказуемый результат, скрытый мотив, и расплату в виде неприятных чувств.  
Цель игры – удовлетворить свои потребности и желания, выразить чувства. Намерение само по себе неплохое, однако сам способ является неэффективным и часто игры несут в себе разрушительный характер.


25 лет назад, когда я только стал изучать ТА, я сделал прогноз (на основе теории игр) одному подростку и его родителям, что при таком его поведении он скорее всего получит тяжелую расплату. И он, к сожалению скоро попал в тюрьму, потом еще раз, потом психушка и убийство. Так что теория работает.
В СССР 60-90 % убийств было на бытовой почве, в пьяном виде, спонтанно, вилкой или чем попало, сын - отца (переключившись из Жертвы в Преследователя), любовник - любовницу и т.д.



ИГРЫ В ЖЕРТВУ
Встречались ли вы с людьми, которые ведут себя глупо, а потом чувствуют себя плохо, когда их называют глупыми? 

Которые не могут сами организовать свое время, опаздывают, делаю постоянно глупости и ошибки, испытывают депрессию?


Игра “Пни меня”
Нужны два игрока: Ж и П, который может пнуть в виде: недовольного взгляда при опоздании сотрудника на работу, превышение скорости или избиения.

Пример:
1)Секретарь дает на подпись шефу письмо с ошибками, не проверив его. То есть игрок привлекает других для того, чтобы его пнули.

2) Когда берут что-либо без спросу.


3) Приставать к женщине, которой ты не нравишься.



4) В 99% случаев сотрудник сам виноват в своем увольнении – «Человека увольняет его собственное поведение»

Игра “Глупенькая” похожа на “Пни меня”, однако относится к уму человека. “Как ты мог допустить такую ошибку!”



Игра “Менты и грабители”
Один хочет убежать, а второй его ловит. В этой игре “вора” всегда ловят и он становится Жертвой – в суде, тюрьме, на совете директоров или семейном совете. “А, суки, менты поганые” – 

восклицает он, когда наручники застегиваются у него на руках. И так до следующего кайфа.

На поверхности – это игра умов, однако скрытые транзакции совсем другие. Они подобны играм в прятки, в которые играют маленькие дети. Тех, которых долго не могут найти, делают нечто явное, настаивая, чтобы их поймали (оставляют следы, улики в виде любовных писем, отпечатков пальцев, сами сдаются ради известности).

Игра “Суд”
3 игрока: судья, прокурор и защитник. Если судья принимает сторону одного, тогда он с точки зрения игроков или П или С.
В реальности может быть и настоящий суд (развод, алименты), когда кто-то хочет отомстить супругу.



Игра “Деревяная нога”
Вместо того, чтобы делать возможное, игрок использует  какой-либо недостаток – социальный, физический, личное прошлое – для того, чтобы манипулировать другими и принизить свои достижения.



На футболке: 
“У меня плохая память – поэтому я забываю”
“Что можно ожидать от человека с таким детством"


«Я делаю ошибки – потому что не могу сконцентрироваться”

Игра “Бедняжка”
Начинают рэкет из положения:
«Я не могу, не умею думать»
«Я не могу сам себе помочь»

Когда жалеют себя. Они приняли позицию Не-ОК (“Я не могу сама решить проблемы”, научиться чему-либо и получают негативные поглаживания, жалуясь, хныча).

          «Почему я не такая красивая, как другие»



          «У меня никогда ничего не получается»
          «Никто не работает по выходным, кроме меня»

Пока поглаживания поступают, вполне собой довольны. Если они иссякают, могут обвинить другого: «Говорила же я себе, что от ТЕБЯ никогда не дождешься никакой помощи!»


Варианты:
Игра «Ужасно» или «Как все плохо» - много разговоров о том, какой плохой начальник, ситуация в отделе. 

Пытается сманипулировать другими с тем, чтобы они согласились. И ничего реально не делает, чтобы исправить ситуацию.

Пытаются играть в роли фальшивого Спасителя.

Игра “Сделай что-то для меня”
Игрок стремится манипулировать тайно другими, заставляя других за него думать или действовать. Например, непонимающий студент, сотрудник, играющий в беспомощного человека.


«Почему это всегда случается со мной»
Игроки чувствуют, что с ними всегда происходят плохие вещи, что они страдают больше, нежели другие. Хотя неосознанно сами все делают для этого (например, «летуны»).


Игры начинаются с принижения себя: положение тела, хныкающий или печальный голос. Обычно на поверхности ведут себя как «мученики», страдальцы. 



При этом в этой роли могут быть и П по отношению к другим, например:

«Я так много для тебя сделала, пострадала за тебя, и я не понимаю, как ты можешь со мной так обращаться!» Другой часто воспринимает это как П (мама – сыну для того, чтобы он испытывал чувство вины). 


Или:
«Я такая несчастная, делаю все, что ты говоришь, а ты меня не понимаешь, прерываешь меня».

Истоки в негативном детском опыте и последующих решений: «Я не могу никого порадовать», «Я глупая». 


Такие игры подкрепляют их жизненную позицию «Я – не-ОК», поэтому они невольно заслуживают того, чтобы их унижали и принижали.



 Продолжение следует





Комментариев нет :

Отправить комментарий