[[pagetitle_add]] [[description_add]]

воскресенье, 2 июня 2013 г.

# 34 Попранные границы или Как мы нарушаем границы других людей



Нарушение физических границ


       Сексуальное насилие.

       Физическое насилие.


       Изнасилование.



       Входить в чужую спальню без разрешения (как входить незнакомым, знакомым и     детям - зависит от различных культур).




       Лезть без очереди.





       Не убирать за (и после) себя.







       Носить чужую одежду и пользоваться без разрешения чужим имуществом.




       Не следовать временным договоренностям, т.е. опаздывать или приходить
    слишком рано, давить на человека, чтобы он был готов раньше срока.

       Не возвращать или тянуть с возращением одолженных вещей.




Нарушение эмоциональных и умственных границ

     Задавать неблизким людям интимные вопросы.




     Просить человека объяснить свои поступки или точку зрения -  исподволь заставляя  его оправдываться.




    Давать непрошенные советы – говорить другому, как надо жить.



    Говорить другому, что он думает о его поведении, когда это никак не касается самого  говорящего.

    Подслушивать телефонные разговоры.







    Читать чужие письма, дневники и т.п.







    Говорить другому, что Господь от него хочет.

    Передавать конфиденциальную информацию независимо от того, давал ли человек свое обещание или нет, но особенно в первом случае.



    Прощупывать – разузнавать о совести другого или эмоционального состояния человека и его проблемы.







   Помогать другому человеку, предварительно не спросив его об этом (Спасательство)




   Скорее требовать, нежели просить.



    Игнорировать «нет» другого человека или вообще какие-либо границы.



   Перебивать.

Перебивать женщину можно только тремя словами: "Люблю", "Куплю" и "Да. Я дурак...


   Курить без разрешения в присутствии других людей.








   Делать выводы о том, что чувствует другой человек – считать, что мы знаем чувства и желания другого человека, и, возможно, действовать без проверки этих предположений.



  Казаться «честным» в недружелюбной манере, которая оправдывает и скрывает нашу враждебность.





  Анализировать другого: говорить ему о том, что он чувствует и почему.



Нарушение других границ



   Пытаться заставить взрослых детей жить в соответствии с желаниями или ценностями родителей.



  Говорить о секретах другого третьему лицу.



    Вторгаться без приглашения  в компанию людей, например в ресторане.




    Переезжать к кому-то с целью совместного проживания, или к родителям, без разрешения   



    Преследовать другого человека, когда тот дал ясно понять, что их роман, дружба или иные отношения закончились.



   Распоряжаться другими детьми в присутствии их родителей, например, делать им замечания. (При их разрушительном поведении они должны говорить об этом скорее с родителями, а не их детьми).




    Делиться с кем-то своей личной информацией, не спросив другого, хочет ли тот об этом слушать.




   Неуместное прикосновение: там, где человек не хочет, чтобы его трогали; иногда люди просто не хотят, чтобы их трогали; прикасаться к другому в неприемлемой для человека форме (включая толчки, сексуальные прихваты, щекотку).





   Просить об излишней или неуместной любезности, просьбе.



   Рассказывать о чем-то за других людей (особенно, если этот человек этого не хочет).
   Обращаться к другому по имени (при отсутствии соответствующих взаимоотношений).


   Обращаться с человеком в покровительственной или снисходительной манере.


  Осуждать других.



  Ожидать благодарность за оказанную услугу.




  Предаваться удовольствию за счет других.





  Создавать манипулятивные треугольники (пытаться контролировать одним посредством другого).



  Использовать мат – словесно оскорблять другого человека.



  Распускать слухи.



Конец. А где хлопки и лайки?




По мотивам Sara Hines Martin's book  Shame on You!:  Help for Adults from Alcoholic and Other Shame-Bound Families.  Broadman Press: Nashville, Tennessee 1990.  pp. 80 - 83.



воскресенье, 26 мая 2013 г.

# 33 Эмоциональная проказа или бесчувствие




Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч;
 о, если бы ты был холоден или горяч! 


Чувства и эмоции. Прекрасный и удивительный мир. 


Но все не так просто. Многие, в том числе и христиане, считают, что эмоции нельзя чувствовать, не говоря уже о том, чтобы их выражать прямо и открыто.



Каждый из нас живет в своем ящике

 и, благодаря запрограммированности в детском возрасте, следует следующим родительским посланиям: «Не чувствуй», «Не будь самим собой», «Не доверяй» и т.д. (по ТА их 12).

С другой стороны есть люди, которые не вылезают из чувства горя, боли, обиды, застревая в них на долгие годы. При этом их часто обвиняют в отсутствии веры в Господа.

А правда где-то

Эмоцииэнергия в движении.

БОЛЬ побуждает нас отдернуть руки от горелки. Когда мы сталкиваемся с болью в жизни, то делаем все, чтобы не столкнуться с ней вновь. Таким образом она защищает нас.


ГНЕВ побуждает нас что-то сделать с реальной или воображаемой несправедоивостью. Возможно, он говорит о какой-то неудовлетворенной потребности или желании.



РАДОСТЬ побуждает нас делиться нашим опытом с другими людьми. Радость стимулирует нас и придает силы. 



В транзактном анализе (ТА) существует целая теория Поглаживаний, которая учит, как эффективно стимулировать или гладить себя и других людей.

СТРАХ побуждает нас сражаться или убегать. Страх же парализующий нас, когда мы не знаем, что делать и сказать, не является здоровым и подлинным чувством.

ВИНА побуждает нас не повторять свои ошибки дважды. Обвинения нас вовсе не стимулируют, а только лишают нас сил.


СОСТРАДАНИЕ побуждает нас помогать ближним. В Евангелие от Марка 1,41 Иисус, «умилосердившись» над прокаженным, исцеляет его.


ГОЛОД и УСТАЛОСТЬ побуждают нас соответственно к еде и сну.


СМУЩЕНИЕ побуждает нас скрыть его.

ГОРЕ побуждает нас к плачу и к тому, чтобы отпустить и проститься с тем, чтобы позволить новому появиться в нашей жизни. Иисус восскорбел духом, когда Лазарь умер  (Иоан. 11:17-45).
ПРИЗНАНИЕ СВОЙ ВИНЫ, ГРЕХОВНОСТИ побуждает к покаянию. Ап. Павел в 2 Кор. 7:9-11 говорит: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.»
И далее: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!»


Вот эмоции, которые мы испытываем.

Раньше я делил их на плохие и хорошие. Иногда, «сатанинские».

 То, что я сейчас вижу -  эмоциональное бесчувствие,

безразличие, 

пофигизм, 

отсутствие какой-либо реакции, безразличие, равнодушие…


Или иначе -  ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПРОКАЗУ, которая в библии – болезнь кожи.


Эмоциональная проказа влияет на центральную нервную систему, заглушает чувства и не позволяет человеку испытывать боль, радость и любые другие чувства и эмоции.


Живые ходячие двигающиеся трупы. Ничегонечувствующие.


Не существует плохих и хороших эмоций. Непрятные – да. Приятные – да. Чувства и эмоции – источник бесценной информации о нас и о мире.


Что способствует эмоциональной проказе?
Когда мы находимся с человеком, который ничего не чувствует. Или не позволяет проявлять свои чувства.



Мы скрываем свою боль, не проявляем чувство страха потому, что другие могут сказать, что мы якобы «не верим в Бога». И радость у многих поэтому неполная. И, наконец, что скажет Марья Алексеевна? А что могут подумать другие?

Итак, какие наши эмоции угодны Богу? Как их распознать?


Я говорю себе:

«Что я чувствую?» -  Это помогает мне многое понять.
«Господи, к какому действию побуждает меня эта эмоция»?  - Я жду ответа. Читаю Писание. Я прошу совета у духовника и братьев.
Затем я воплощаю эмоцию в конкретное действие. После некоторой практики я начинаю распознавать волю Господню в отношении каждой конкретной эмоции и чувства. Этот процесс помогает снизить накал моей обычной ответной реакции и дает мне возможность выбрать то, что надо здесь и сейчас.


Меня могут обидеть. В ответ я могу проявить свой разрушительный гнев или подавить в себе этот гнев и сделать вид, что мне совсем не больно. «Гневаясь, не согрешайте» - возможно означает то, что я чувствую свой гнев, осознаю, что он побуждает меня гневаться на этого человека, и что все это ведет к тому, чтобы это не случится снова. Если я подавляю свои чувства, то волей-неволей я проявляю их в скрытной пассивно-агрессивной форме. А Бог хочет, чтобы вместо жестоковыйного сердца, у нас было сердце нежное и чтобы мы примирились.


Господь наделил нас чувствами, чтобы они нас стимулировали и обогощали новой информацией. Иногда наши эмоции подводят нас и в этом нет ничего плохого. Плохо, когда мы совсем ничего не чувствуем. 

Лаодакийская церковь вообще ни в чем не нуждалась. Она была теплой и ничего не чувствовала. Она была несчастной и жалкой, нищей, слепой и нагой (Отк. 3:14-17).

 Она и ее люди были теплыми и эмоционально бесчувственными. Если моя рука оказывается в очень холодной или горячей воде, то я моментально вынимаю ее. А если вода теплая, то и двигаться не хочется.


Мы бесчувственны по разным причинам. Возможно, в детстве, чтобы выжить, мы решили «не чувствовать».


Возможно, что мы злоупотребляли наркотиками, лекарствами, алкоголем, едой, сексом, бросали деньги на ветер, или заглушали себя работой.


Я полагаю, что Господь хочет, чтобы мы были целостными и гармоничными людьми чтобы мы опять стали чувствовать. 

Чувствовать боль и отпускать ее. Следуя Ему в этом процессе, мы сможем по настоящему испытать Божью радость и покой.    
                     




По мотивам Э.Болин